Идеи использования ядерных зарядов для воздействия на космические объекты стали появляться уже в 1960-е годы, когда в США и СССР проводились работы по применению ядерных взрывных устройств (ЯВУ) в мирных целях. В США такие работы были свернуты в 1973 году. В СССР мирное применение ядерных зарядов было больше востребовано, и работы проводились до 1988 года. В конце 1980-х годов начали обсуждать возможность полного запрета ядерных взрывов. При этом предлагалось запретить и мирное применение, чтобы исключить возможность совершенствования боевых зарядов под таким предлогом. «В Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который Россия подписала в 1996 году, предусмотрен механизм возможного разрешения. Для американских и российских специалистов ядерных центров очевидно, что крупномасштабная опасность столкновений космических тел с Землей является тем случаем, при котором потребуется экстренное применение ЯВУ», – отметил заместитель научного руководителя РФЯЦ – ВНИИТФ В.А. Симоненко.

​​​​​​​​​​​​​​

В 1991 году группа ученых ВНИИТФ – Владимир Ногин, Олег Шубин, ныне директор департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов и военных энергетических установок «Росатома», Дмитрий Петров, ныне главный конструктор РФЯЦ – ВНИИТФ, –  по инициативе Вадима Александровича Симоненко выполнила работу, в которой рассматривались задачи ядерного воздействия на астероиды и просчитывались эффективные способы такого воздействия. «Расчеты вели с помощью суперкомпьютера, весьма скромного по современным масштабам. В 1992 году на Забабахинских чтениях мы выступили с докладом, в котором были рассмотрены все типы ядерного воздействия на астероиды. В январе 1993 года мы с Дмитрием Петровым представили наш доклад в Тусоне (США), где профессор Аризонского университета Том Герлз проводил конференцию «Опасность комет и астероидов». Параллельно аналогичные работы выполнялись американскими учеными, поэтому, объединившись с доктором Джондейлом Солемом из ЛосАламосской лаборатории, мы опубликовали эти материалы в одноименной монографии, изданной под редакцией профессора Герлза», – рассказал Вадим Александрович.

Кроме ядерного заряда, нет другого источника энергии, способного эффективно воздействовать на крупный астероид. С помощью обычных взрывчатых веществ даже астероид размером 100 м сдвинуть с траектории или разрушить невозможно, не говоря уже об астероидах размером 500 м или 1 км. Главные вопросы при предотвращении столкновений опасных объектов с Землей — где находятся эти объекты и когда прогнозируется столкновение.

«Если есть время для упреждения, то имеется принципиальная возможность скорректировать орбиту даже 10-километрового астероида. Но выполнять такие сложные задачи нужно весьма осторожно: необходимо правильно разместить на астероиде ядерные взрывные устройства и синхронизировать взрывы таким образом, чтобы исключить развал тела на плохо контролируемые части. Для реализации такой сложной программы необходимы знания свойств астероида, то есть нужно провести достаточно сложные исследования.

​​​​​​​​​​​​​​

В 1994 году комплекс вопросов опасности космических столкновений и их предотвращения мы обсуждали на конференции «Космическая защита Земли» в Снежинске с участием американских ученых из ядерных лабораторий, университетов и NASA. В состав американской делегации входил доктор Эдвард Теллер. Он настаивал на необходимости ядерных взрывных экспериментов в космосе. Немногие присутствующие американские ученые были согласны с ним. Мы придерживались позиции выполнения исследовательских программ без таких экспериментов. В следующем году Ливерморская лаборатория организовала конференцию «Планетарная защита», на нее пригласили 11 российских ученых. На этой конференции уже не было такой поляризации позиций. Более того, параллельно по инициативе Эдварда Теллера было проведено совещание о необходимости и возможности предсказания и наблюдения столкновений космических тел малых размеров, меньше Тунгусского метеорита», – подчеркнул В.А. Симоненко.

Падение Челябинского метеорита убедительно показало правильность выбора этого направления. Современный научный уровень исследований и технологий был проанализирован на Забабахинских чтениях 2014, 2017 и 2019 годов. «В развитие работ по космической защите Земли (КЗЗ) мы предлагаем начать экспериментальные исследования близко пролетающих космических тел. Такие тела сближаются с Землей примерно раз в месяц. Целесообразно использовать эти сближения, чтобы развить технологии исследования их свойств в космосе, набрать статистику свойств, отработать технологии встречи опасного объекта, нацеливания на него. Это послужит созданию технической базы, накоплению знаний, которые станут основой для дальнейшего развития технологий КЗЗ», – отметил Вадим Александрович.

(Выдержка из статьи «Только атом защитит Землю от астероидов», опубликованной в газете «Страна Росатом» 8 августа 2017 года).

Статья  «Определение траектории Челябинского болида по записям автомобильных видеорегистраторов» Автор — Г.В. Ионов 

Статья в журнале «Новая космическая эра»

КНИГА «АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИКОВ-ОРУЖЕЙНИКОВ». АВТОРЫ: Д. В. Петров, О. Н. Шубин, В. Н. Ногин, В. А. Симоненко