Отделение МИФИ № 6 было создано в 1958 году, когда будущему Российскому федеральному ядерному центру ВНИИ технической физики им. академика Е.И. Забабахина (тогда НИИ-1011) было всего три года, а наукоград Снежинск существовал второй год. В становлении вуза принимали непосредственное участие первый директор предприятия - Д.Е. Васильев, выдающиеся ученые - академик АН СССР Е.И. Забабахин, действительный член РАН Л.П. Феоктистов, директора предприятия Г.П. Ломинский и В.З. Нечай, академик РАН Е.Н. Аврорин и многие другие.
Сегодня РФЯЦ-ВНИИТФ - один из двух действующих в России ядерных оружейных центров мирового уровня - является ключевым заказчиком СФТИ НИЯУ МИФИ, а руководство центра уделяет существенное внимание развитию вуза-партнера.
На всех этапах образовательного процесса - от лекций до государственной итоговой аттестации - наряду со штатными преподавателями задействованы ведущие ученые и специалисты головного предприятия ядерного оружейного комплекса.
Более трети сотрудников ядерного центра — выпускники Снежинской площадки НИЯУ МИФИ. Причем такая пропорция прослеживается и на уровне инженеров, и среди высшего руководства предприятия.
В структуре СФТИ НИЯУ МИФИ, с учетом специфики градообразующего предприятия, традиционно присутствуют программы как высшего, так и среднего профессионального образования, конструкторско-технологического, ядерно-физического и ИТ-профиля.
Программы специалитета и магистратуры ведутся с использованием тематики РФЯЦ-ВНИИТФ. Это позволяет уже на этапе обучения сформировать особую производственную культуру будущих сотрудников ядерного центра и передать им уникальные компетенции. Селективное лазерное сплавление широкой линейки металлических порошков и другие аддитивные технологии, реверсивный инжиниринг и 30-сканирование, бионический дизайн изделий и цифровая среда промышленного предприятия, управление автономными роботизированными системами и нейросети - вот неполный перечень новых курсов и технологий, находящихся в распоряжении снежинских мифистов.
Все образовательные технологии базируются на совместных научных исследованиях вуза и ядерного центра, которые проводятся по широкому спектру задач как по основной, так и гражданской тематике. Коллективам исследователей вуза удалось получить готовые изделия с заданными свойствами из отечественных металлических порошков, применив селективное лазерное сплавление. Уже доказано, что их эксплуатационные характеристики не уступают, а в чем-то и превосходят изделия, созданные по традиционной технологии металлообработки.
Междисциплинарные исследования молодых ученых и студентов позволяют создавать самые быстрые автономные роботизированные системы, способные решать и боевые, и мирные прикладные задачи. Это подтверждается ежегодными победами студентов-робототехников института на конкурсах всероссийского уровня.
Включившись в движение WorldSkillsRussia три года назад, СФТИ НИЯУ МИФИ добился серьезных результатов: от чемпионов Hi-Tech (как среди профессионалов, так и среди юниоров), чемпионов финалов межвузовских чемпионатов, чемпионов AtomSkills до самого главного – разработки методик непрерывного сквозного обучения.
Начиная со стандартной схемы «эксперт → студент», постепенно развивая и расширяя возрастную аудиторию, мы добились охвата подготовки от дошкольников до людей «серебряного» возраста. Секретом успешной, результативной работы стала смена вектора обучения от младших к старшим и схема наставничества «молодые – молодым». Такая разновекторность образовательных подходов позволяет обучающимся в более сжатые сроки осваивать профессиональные навыки по компетенциям, влечет за собой интенсивное развитие института наставничества.
Эксперты-профессионалы с предприятий ГК «Росатом» передают свои профессиональные навыки студентам, доводя их до пьедесталов чемпионатов WorldSkills. Студенты – чемпионы посредством ими же разработанных и организованных профессиональных проб, набирают команды школьников в свои лаборатории, становятся их экспертами-наставниками, помогая определиться молодежи со своим будущим профессиональным направлением. Такая эффективная профессиональная ориентация, она же – обучение действием, помогает набирать в ряды будущих студентов высшего и среднего профессионального образования уже определившихся и подготовленных в своей профессиональной сфере абитуриентов, и с первого курса позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории, существенно ускоряя процесс и качество подготовки.
Сохраняя и поддерживая тесную связь с выпускниками, родительским сообществом и неравнодушной педагогической общественностью, СФТИ НИЯУ МИФИ постоянно внедряет новые проекты в интересах развития атомной отрасли - локомотива отечественной экономики.