Третье место в конкурсе «Снежинск в историях» у Максима Степычева, его рассказ называется «Камни» и посвящен уральским самоцветам.
С незапамятных времен Урал славится своими богатствами на весь мир. Кому-то может показаться, что за минувшие столетия подземные закрома истощились, а знаменитые уральские самоцветы нынче можно найти лишь в витринах музеев, волшебных сказах Павла Петровича Бажова да в коллективной памяти поколений. Тем не менее, слухи о драгоценных камнях, вывороченных из земли плугом или неожиданно блеснувших на дне безымянной речки, до сих пор появляются с завидной регулярностью. Получается, горные кладовые не оскудели – просто нужно уметь искать. Это утверждение всецело справедливо и в отношении Снежинска, ведь наш город находится в самом сердце Среднего Урала.
Так, у Семи ключей любой желающий до сих пор без труда может набрать полные карманы апатитов – красивых прозрачных кристаллов насыщенного, жёлто-зелёного цвета. Лучше всего отправляться на поиски после дождя, когда новые камешки выпадают из бортов заброшенных копей, вымываемые потоками воды. Местные апатиты очень ярко окрашены и чем-то напоминают настоящие ювелирные изумруды или турмалины. Правда, в отличие от последних, апатиты крайне хрупкие и не поддаются обработке – камень можно раздавить в пыль, просто посильнее сжав его в кулаке...
Обширное болото к югу от Лысой горы снежинцы посещают редко. Посреди него немногочисленные грибники то и дело натыкаются на свежие раскопы, которые неожиданно появляются и столь же неожиданно исчезают, наполняясь мутной болотной водой. Так ищут гранаты-альмандины. Эти камни обычно покрыты коркой окислов железа и на первый взгляд ничем не примечательны – их выдаёт лишь узнаваемая форма с выраженными гранями. Но стоит только очистить кристалл, как внутри него вспыхнет багровое пламя, а сам камень тут же напомнит блеском и глубиной цвета зёрнышко плода гранатового дерева.
Задолго до основания Снежинска крестьяне села Воскресенского промышляли на берегах озера Синара добычей корунда. Этот удивительно твёрдый минерал знаком каждому по такой бросовой вещи, как наждачная бумага. Между тем, в природе корунд зачастую формирует очень красивые кристаллы. Своим насыщенным сине-голубым оттенком славился и синарский корунд. Его добывали в нескольких копях к западу от современного проспекта Щёлкина. Любители камня неспешно разрабатывают дедовские копи и по сей день. Кто знает, что можно в них отыскать? Ведь одна из разновидностей корунда – сапфир...
Неподалёку от корундовых копей встречается ещё один необычный камень – переливт. Он очень похож на агат и имеет слоистую структуру с чередующимися белыми, зеленовато-серыми, розовыми и буро-красными прожилками. Этот красивый камень традиционно ценится мастерами-камнерезами. В коллекции Эрмитажа до сих пор хранятся геммы из переливта авторства самой Екатерины Великой – помимо прочего, императрица увлекалась ещё и резьбой по камню. Во всем мире известно лишь одно коренное месторождение переливта – в окрестностях города Реж Свердловской области. А вот в виде обломков он попадается и на территории нашего ЗАТО. Быть может, где-то здесь залегает жила, пока что неизвестная геологам?
Казалось бы, горнозаводской Урал, овеянный преданиями и легендами, давно остался в прошлом, а наш город – порождение совсем иной эпохи, прогрессивной и современной. Отчасти это действительно так, и всё же Снежинск – плоть от плоти Урала. В доказательство этого каждый может приобщиться к волшебству бажовских сказов о Хозяйке Медной горы, Великом Полозе и Серебряном копытце, просто прогулявшись по окрестностям родного города.
Максим Степычев (печатается в авторском варианте)